пятница, 13 марта 2015 г.

Кошки на винных этикетках

Из подвального полумрака смотрели горящие кошачьи глаза.

Винная этикетка 1960-х годовКогда я впервые увидел изображение черной кошки, «оседлавшей» винную бочку, мне стало жутко интересно. При этом слова «жутко интересно» я выбрал не случайно. Образ черной кошки в представлении многих людей и сегодня ассоциируется с исчадием ада. А в прошлые века, особенно в Европе, ее считали сатанинским отродьем.


Ведьмин зверь


Такие этикетки красовались на винах, выпущенных в 2000-е годы
В Средневековье верили, что черные кошки находятся в услужении у ведьм и магов.
Мало того, в сагах и легендах многих народов ведьмы, обернувшись кошками, сами вредят людям: высасывают из коровьего вымени молоко, тушат на глазах у прихожан церковные свечи, а то и, наслав бурю, топят рыбацкие лодки (как ведьмы-раганы в прибалтийских сказках).
От неожиданной встречи с черной кошкой и сегодня порой становится не по себе. А вдруг это и не обычная мурка вовсе перебегает тебе дорогу?..

Но одно дело, когда черная кошка останавливает похоронную процессию, от нечего делать запрыгнув на гроб с покойником (бывало и такое!), и совсем другое, когда она, оскалившись и выгнув спину, «уходит в глухую оборону», сидя верхом на винной бочке.

Подобное поведение едва ли типично для этих животных. Ведь вино не входит в рацион питания кошачьих. Тогда что бы это значило?

«Цельская черная кошка»




Винная этикетка «Цельская черная кошка». 2003 год
Говорят, в 1960-е годы этот немецкий рислинг по своим вкусовым качествам и даже цене приравнивали к знаменитому «Дом Периньон» − шампанскому аристократов и истинных гурманов. И любой уважающий себя ресторан имел его в ассортименте. Но в отличие от «Дом Периньон», название которого позаимствовано у монаха-бенедиктинца Пьера Периньона (ему приписывают изобретение метода шампанизации игристых вин), «Цельская черная кошка» обязана своим рождением оригинальной легенде. Ее самая распространенная версия звучит примерно так.

Во второй половине XIX века в город Цель (Мозель), земля Рейнланд-Пфальц, прибыли закупщики вин из Ахена. Следует оговориться, что в те далекие времена еще не существовало ни привычных нам сегодня контрактов, ни налаженных торговых связей. Покупатели приезжали, обходили винные погреба один за другим, пробовали все вина подряд и, в случае удачной сделки, покидали счастливых виноделов с огромными, по 1000 литров, бочками-фудерами. То же самое происходило в 1862 году в подвалах винодела Майнтцера. Расхваливая свой товар, хозяин прохаживался от одного бочонка к другому. А покупатели внимали его красноречию, попивали ароматные вина, наслаждаясь их букетом. В конце концов, выбор остановили на трех фудерах. Оставалось решить, какой из них отправится в Ахен. Хозяин попытался набрать из бочки очередную порцию рислинга для дегустации и в ужасе отпрянул.


Из подвального полумрака смотрели горящие кошачьи глаза.
Винная этикетка 1960-х годов
Из подвального полумрака на него смотрели горящие кошачьи глаза. Зверюга, видимо, прошмыгнула в погребок, когда жена винодела приносила дегустаторам перекусить. Выгнув дугой спину, кошка зашипела и несколько раз выбросила вперед когтистую лапу, словно пытаясь оцарапать хозяина. Люди смотрели на происходящее и ничего не понимали. Опомнившись, один из ахенцев предположил, что все дело в содержимом бочки. И что это добрый знак. Недолго думая, приезжие купили именно этот фудер. А уже через неделю приехали снова и скупили у винодела весь рислинг без остатка. К тому времени вино уже полюбилось «на чужбине» и с легкой руки торговцев обзавелось соответствующим легенде названием – «Цельская черная кошка».

Нередко животное на этикетках показано на фоне средневековой башни. Это Круглая башня. Она возвышается над городом со стороны кладбища и давно превратилась в своеобразный символ Целя. Когда-то 14-метровое сооружение было самой верхней точкой оборонительной стены. Но в пожаре 1848 года древнее укрепление было уничтожено. Камни со стены пошли на строительство домов, а чудом сохранившаяся башня приютила горожан-погорельцев. В 1960 году ее увенчали куполом под стать тому, что красуется на колокольне церкви Святого Петра. Этот храм − тоже частый гость на бутылках «Цельской черной кошки». Интересно, что Круглую башню иногда называют пороховой, хотя порох в ней никогда не хранили. Возможно, виной тому узкие бойницы. И отсюда неверная логическая цепочка: бойницы – ружья – порох… пороховая башня!

Символ целого края




Региональная «валюта» – 1 целлер
Долина реки Мозель снабжала винами еще кельтов и древних римлян. Чрезвычайно удачное расположение виноградников на южных и юго-западных склонах невысоких живописных гор сделало этот регион Германии одним из самых подходящих для виноделия. Мягкий климат, большое число солнечных дней в году и равномерно распределенные осадки позволяют выращивать отборные сорта винограда. Поэтому сборы урожая по берегам «змеящейся» между ухоженных террас реки превращаются в незабываемые праздники.

В конце июня проводится и известный винный фестиваль «Цельской черной кошки». В последние выходные июня улочки Целя и соседних селений запружены туристами из разных стран. Театральные представления и тематические прогулки сменяют друг друга, чтобы к вечеру завершиться на главной площади и в бесчисленных ресторанчиках щедрыми возлияниями. В эти дни никто не останется равнодушным к черной кошке – своеобразному геральдическому животному края.

Изображения виновника торжества встречают гостей уже на въезде в город. А затем мелькают повсюду. На перекрестках дорог, на рекламных щитах, в сувенирных лавках и, конечно же, на бутылках.

А самое старое изображение цельской кошки, «скачущей» на манер Мефистофеля из «Фауста», украсило главный фонтан города у стен ратуши. Эту скульптуру можно увидеть как на старинных открытках, так и на местной «валюте» − на так называемых региональных деньгах номиналом 1 целлер (принимаются к оплате только в Целе в определенных магазинчиках).

«Кошачья моча на кусте крыжовника»




Иногда кошку изображают на фоне Круглой башни. 1960-е годы
Занятно, что кошки облюбовали бутылки не только мозельских виноделов. Встретить их можно и в других уголках мира. Например, в Канаде, где, чтобы привлечь к своей продукции внимание любителей домашних животных, была запущена в продажу целая коллекция «кошачьих» вин. Там же, по признанию коллекционеров, создана и самая экстравагантная из бутылочных наклеек, посвященных кошачьим. И название у вина соответствующее – «Кошачья моча на кусте крыжовника».

В погоне за оригинальностью не оплошали немцы. Один из многочисленных слабоалкогольных напитков, предлагаемых на дискотеках и молодежных фестивалях, назвали «Холодная киска». В этом на первый взгляд ничего не говорящем словосочетании на самом деле «закодирована» довольно вульгарная игра слов. Намек на совершенно конкретные женские прелести.

На зависть гурманам




Ах, как хорошо прогуляться вечером по крышам! Такие этикетки красовались на бутылках с вином урожая 1980 года
Мне повезло найти бутылочку «Цельской черной кошки» производства знаменитых 1960-х. И пока писалась эта статья, она постоянно находилась у меня на столе. Не скрою, это здорово мешало работать. Ибо котяра на этикетке упорно сверлил меня взглядом. Будто спрашивал, как я могу писать о том, чего сам никогда не пробовал.

Но я не торопился, предвкушая незабываемое таинство откупоривания старинной бутылки. Пусть ее джинн и не просидел в тесноте и сырости тысячи лет, под стать своему собрату из «Волшебной лампы Аладдина», но уверен, что и его желание вырваться наружу ощутимо давило на пробку… И вот этот торжественный момент настал! Что же ожидало мои вкусовые рецепторы? Чудовищное разочарование от превратившегося в уксус благородного напитка или великолепный букет упрятанных на полвека эмоций?

М-м-м… Как же я тебя понимаю, животное! Да за бочонок такого восхитительного вина я и сам был бы готов выпустить когти и, выгнув дугой спину, зашипеть на того, кто посягает на эту роскошь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий