В истории воздушного транспорта есть немало случаев, когда авиакатастрофа благодаря грамотным действиям пилотов или по счастливой случайности обходилась без человеческих жертв. И внештатная ситуация в воздухе не всегда становится трагедией. Более того – обычно экипаж успешно справляется с нею, и даже при серьезных технических сбоях шансы на удачную посадку достаточно велики. Вспомним несколько крупнейших авиакатастроф, завершившихся чудесным спасением.
Посадка Ту-124 на Неву
Это авиационное происшествие случилось 21 августа 1963 года в Ленинграде. Пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» совершал рейс по маршруту Таллин – Москва. Самолет вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт Внуково. После взлета члены экипажа обнаружили, что переднюю опору шасси заклинило в наполовину убранном положении. Аэропорт Таллина уже закрылся из-за тумана, и диспетчеры приняли решение посадить самолет на аэродроме Шоссейная в Ленинграде (с 1973 года он стал называться Пулково). Все экстренные службы аэропорта были приведены в полную готовность.
Примерно в 11:00 лайнер стал облетать город на высоте около 500 метров, чтобы выработать топливо и уменьшить вероятность возможного пожара при посадке. Экипаж через пробитую в фюзеляже дыру пытался с помощью шеста полностью выпустить стойку шасси.
В 12:10, на восьмом круге, внезапно остановился левый двигатель. Экипаж получил разрешение на сквозной пролет через город, однако вскоре заглох и правый двигатель. Лайнер стал планировать с полукилометровой высоты. Экипаж принял решение приводниться на поверхность Невы. Командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, который ранее служил в морской авиации и имел опыт посадки на воду. Самолет, снижаясь, пролетел на всего на четыре метра выше моста Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Чеченев перед приводнением грамотно приподнял нос самолета и не допустил его ухода под воду.
Джакартский инцидент
24 июня 1982 года лайнер Boeing 747 авиакомпании British Airways с 248 пассажирами и 15 членами экипажа на борту, совершая рейс по маршруту Лондон – Окленд, на высоте около 11 000 метров попал в облако вулканического пепла, выброшенного проснувшимся вулканом Галунггунг на острове Ява. В результате у самолета один за другим заглохли все четыре двигателя. Но благодаря грамотным действиям экипажа, командиром которого был 41-летний Эрик Муди, самолет удалось посадить в аэропорту Джакарты и происшествие обошлось без человеческих жертв.
Во время инцидента Эрик Муди сделал объявление для пассажиров, которое позже вошло в историю как «самое большое авиационное преуменьшение»: «Дамы и господа, говорит командир корабля. У нас на борту возникла небольшая проблема. Остановились все четыре двигателя. Мы делаем все возможное, чтобы их запустить. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства».
Второму пилоту и бортинженеру удалось запустить сначала четвертый, затем третий, а потом еще два двигателя. Но при заходе на посадку выяснилось, что лобовое стекло почти полностью потеряло прозрачность. Пилоты могли визуально отслеживать путь самолета только через два очень небольших сектора лобового стекла. При этом экипаж грамотно распределил обязанности: капитан следил за высотой, а второй пилот проверял удаление от полосы.
После приземления выяснилось, что двигатели были повреждены частицами вулканического пепла. Инцидент привел к тому, что в дальнейшем информация об извержении вулканов стала в обязательном порядке передаваться авиационным службам.
Планер Гимли
Именно так стали называть один из самолетов Boeing 767 авиакомпании Air Canada после авиационного происшествия, которое произошло 23 июля 1983 года. Самолет выполнял рейс из Монреаля в Эдмонтон с промежуточной посадкой в Оттаве. Во время полета на высоте 12 000 метров выяснилось, что данные бортового компьютера о наличии топлива основаны на ошибочной информации. Инцидент случился в то время, когда Канада переходила на метрическую систему мер. Работники наземных служб аэропорта Оттавы перепутали килограммы и фунты, из-за чего в баки самолета вместо требуемых 20 тонн керосина поступило менее пяти.
В результате топливо закончилось, и двигатели остановились. Их отключение привело к обесточиванию электросистемы, в распоряжении пилотов остались только резервные приборы, имеющие автономное питание от бортового аккумулятора. Удачей стало то, что командир экипажа Пирсон ранее летал на планерах и знал особенности подобного пилотирования. Когда экипаж понял, что самолет не долетит до Виннипега, второй пилот Квинтал предложил для посадки авиабазу Гимли, где он раньше служил. Правда, Квинтал не знал, что база к тому времени была закрыта, а ее взлетно-посадочную полосу переделали в трассу для автомобильных гонок, посередине которой установили разделительный барьер. В тот день на трассе проводились соревнования местного автоклуба. Пирсону удалось остановить самолет менее чем в 30 метрах от собравшихся зрителей. На воздушном судне начался пожар, который был потушен автолюбителями с помощью ручных огнетушителей.
Через два дня самолет был отремонтирован и смог улететь из Гимли, его эксплуатация продолжалась до 2008 года.
Аварийная посадка на Гудзон
Этот авиационный инцидент произошел 15 января 2009 года. Самолет Airbus A320 авиакомпании US Airways, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на борту 155 человек выжили, правда, некоторые получили серьезные травмы.
Самолет успел набрать высоту примерно 1000 метров, после чего командир экипажа Чесли Салленбергер подал сигнал бедствия из-за столкновения со стаей гусей, в результате которого оба двигателя вышли из строя.
Пилотам удалось развернуть лайнер, спланировать над Гудзоном, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнить воздушный аппарат напротив 48-й улицы Манхэттена. С момента взлета прошло не более трех минут.
После приводнения самолет остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода выбрались на плоскости крыльев, откуда их эвакуировали прибывшие паромы и катера.
После расследования инцидента самолет был приобретен Музеем авиации «Каролинас» в городе Шарлотт штата Северная Каролина.
Вынужденная посадка в тайге
Такую посадку 7 сентября 2010 года пришлось совершить экипажу самолета Ту-154. На высоте 10 000 метров у воздушного судна, летевшего из города Удачный в Москву, внезапно отказали электроприборы и навигационное оборудование, что сделало невозможным достижение аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. Экипаж произвел вынужденную посадку визуально – в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на непригодную для самолетов этого типа взлетно-посадочную полосу без светосигнального оборудования.
По признанию пилотов, они обнаружили заброшенную полосу случайно, когда, снизившись до высоты 3000 метров, высматривали подходящую площадку для относительно безопасного приземления. Поскольку навигационное оборудование не работало, в качестве авиагоризонта экипаж использовал стакан с водой.
Пассажиры перед посадкой были переведены в переднюю часть самолета. После посадки самолет выкатился за пределы полосы в кустарник и мелкий лес. Все девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолета.
8 октября 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении командиру экипажа Новоселову и второму пилоту Ламанову звание Героев России. Остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
Невероятное столкновение в воздухе
Инцидент произошел в ноябре 2013 года, когда в воздухе над городом Висконсин (северо-восток США) столкнулись два легкомоторных самолета.
К счастью, в обоих были не обычные пассажиры, а спортсмены-парашютисты.
Первый самолет уже набрал необходимую высоту, и парашютисты приготовились к прыжкам, когда в машину врезался второй летательный аппарат. При столкновении у первого самолета отломилось крыло, но все девять спортсменов смогли раскрыть парашюты и благополучно приземлиться, а пилоту удалось выпрыгнуть из горящей машины.
Пилоту второго самолета, несмотря на неисправности, удалось посадить воздушное судно на взлетно-посадочную полосу.
Один из находившихся на борту спортсменов сумел снять происшествие на видеокамеру.
Можно только повторить, что даже при экстренной ситуации экипаж летательного аппарата нередко в состоянии успешно справиться с нею. А пассажирам следует помнить, что в условиях современной техники вероятность авиакатастрофы ничтожно мала (гораздо меньше, чем вероятность автомобильной аварии), стараться перебороть возможную аэрофобию и получить удовольствие от полета.
Источник: tainy.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий