четверг, 12 марта 2015 г.

Человек, умевший делать деньги

3 червонца СССР (1937 год)У каждой державы есть флаг, герб, гимн – это обязательные атрибуты, как бы ни была мала страна. Есть и другие знаки государственного отличия, не менее важные: деньги, награды и почтовые марки. Они часто становятся предметом коллекционирования, но тайна их изготовления охраняется почище секретов новейшего оружия. Пора приоткрыть завесу тайны и рассказать об Иване Ивановиче Дубасове, который на протяжении десятилетий разрабатывал эскизы для советских купюр, монет, марок и наград.


Детское увлечение


Иван Иванович Дубасов, разработчик эскизов для советских купюр, монет, марок и наград.
Происходил Дубасов из семьи разбогатевшего на земляных работах смоленского крестьянина (были, оказывается, и такие!). Но вспоминать отец художника об этом не любил – природа обделила Ивана Митрофановича деловой хваткой, и он промотал все отцовское состояние. Пришлось продать дома в Москве и Смоленске и переехать на дачу в Одинцово.

Там в 1897 году и родился второй сын, названный Иваном. Его отец в то время служил помощником ревизора в Московской контрольной палате, мать умерла рано. Дубасов-старший избрал своим хобби графику, и его карикатуры охотно брали многие журналы. Однако, как это часто бывает с мастерами злободневного жанра, он перешел кому-то дорогу. С тех пор карьера застопорилась, и подрабатывать карикатуристом пришлось на полную катушку.

Скоро стало ясно, что способности его сына намного превосходят отцовские. Мальчик налету схватывал объяснения Дубасова-старшего о композиции, красках и прочих премудростях рисования. Вот только отец был исключительно практиком и не мог ответить на все вопросы.
В итоге мальчик отправился в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Вступительные испытания Иван сдал с блеском, но избрал профессию эмальера, прямо скажем, не самую яркую в живописи.

Учителями Дубасова были Станислав Ноаковский и Дмитрий Щербиновский. Первый хоть и считается архитектором и графиком, но всю жизнь оставался теоретиком. Второй в свое время поучился даже у Ильи Репина и за казенный счет стажировался за границей.

В 1913 году Дубасов получил свою первую в жизни премию. Перед Пасхой среди студентов был проведен конкурс на лучшие иллюстрации к Евангелию. Единогласным решением жюри победа досталась Дубасову.

В 1915 году, даже несмотря на то что Иван училище не окончил, ему был вручен диплом «ученого рисовальщика». Это давало право преподавать в гимназиях такие дисциплины, как рисование, черчение и правописание.

Последний эшелон


Когда началась Первая мировая война, преподаватели училища, узнав, что Дубасов призван в армию, обратились к военному начальству, охарактеризовав его как подающего надежды художника. Дубасова готовы были оставить в тылу, но он сам попросился в действующую армию.
В 1916 году Иван поступил добровольцем в запасной полк, откуда вскоре был переведен в школу прапорщиков. Осенью того же года Дубасов уже был на Западном фронте, в полевой разведке. Здесь его навыки рисовальщика пришлись как нельзя кстати.

Русское командование разрабатывало один план наступления за другим, надеясь исправить положение на фронте. Прапорщик, способный не только точно запомнить и доложить обстановку, но и представить информацию в наглядном виде, был на хорошем счету.

Участвовать в серьезных боях Дубасову, к счастью, не пришлось. Когда началось разложение армии и власть в строевых частях захватили полковые комитеты, он чуть не подвернулся им под руку. Вернувшись с задания, Дубасов попал прямиком на митинг: солдаты решали, выполнять ли приказ о наступлении. Иван Иванович разошелся во мнениях с членами «комитета», и его немного «помяли».

Наступление, кстати, провалилось, но Дубасов попал в госпиталь с тифом. Октябрьскую революцию он встретил на больничной койке в румынском Дорохое. Многие офицеры мечтали оказаться поближе к дому. Дубасов с товарищами устроили драку в госпитале, и главный врач поспешил отделаться от дебоширов, отправив их в Россию. Это был последний санитарный эшелон с румынского фронта, благополучно добравшийся до места назначения.
Вернувшись в Одинцово, Дубасов долго не мог найти работу, но в конце концов поступил учителем рисования сразу в несколько школ. Да вот беда: ни бумаги, ни красок добыть не удавалось. Приходилось показывать детям репродукции или просто выводить на природу и фантазировать о пейзажах. А в 1919 году Дубасова призвали в Красную армию.

Голый почтальон


Окончательный вариант герба СССР от 6 июля 1923 года
Для начала Ивана Ивановича определили командовать взводом. Часть, в которой служил Дубасов, была брошена на Украину, против махновских банд. Боевые действия уже не носили напряженного характера, а талантливый художник был нужен на культпросветработе. В нее Дубасов и погрузился с головой, но в 1922 году грянула демобилизация. Он снова вернулся в Одинцово и поступил работать в школу.

В 1922 году его поджидала двойная удача. Знакомой девушке, Вере, случайно попалась на глаза газета, в которой Наркоматом почт и телеграфа объявлялся конкурс на лучшее исполнение марки в честь пятилетия РСФСР. Первая премия – миллиард рублей. Но у Дубасова даже не было денег на краски!

Тем не менее, он принял участие в конкурсе вместе с еще сотней художников. Рисовать Иван Иванович решил раствором марганцовки и подготовил два эскиза. На первом он решил аллегорически изобразить человечество, приветствующее революцию. Оно представало в виде обнаженной фигуры, но как привязать это к почтовому ведомству? Дубасов пририсовал сумку почтальона и отослал рисунок. Потом сообразил: получилась какая-то чепуха – голый почтальон. Относительно второго варианта он иллюзий не питал: рабочий-каменотес, высекающий на плите текст «РСФСР 1917-1922» выглядел довольно прозаично.

Однако высокая комиссия после длительных споров присудила победу второму варианту Дубасова, чем немало озадачила художника. Кстати, в том же году он женился на Вере, а почти вся премия ушла на свадебный подарок – пару новых валенок.

Еще один сюрприз ожидал его в Наркомпочтеле, куда Дубасов явился за премией. Оказалось, что в конкурсной комиссии заседало чуть ли не все руководство Гознака. Молодому художнику предложили работу на Второй Московской фабрике заготовления знаков.

30 декабря 1922 года съезд Советов провозгласил создание СССР. Новая страна нуждалась в гербе, на эскиз которого был объявлен конкурс. В нем участвовали тысячи, но ни одна работа не устроила ЦИК. Тогда разработка макета была поручена группе художников Гознаку под руководством Владимира Адрианова.

В качестве основной идеи Адрианов предложил поместить в центре композиции изображение земного шара с наложенными на него серпом и молотом. Оставалось разместить лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и выполнить рисунок. Эта работа была поручена Дубасову, и в общих чертах эскиз советского герба принадлежит именно его кисти.

Было у отца три сына


3 червонца СССР (1937 год)
С 1923 года Дубасов уже работал самостоятельно – ему поручали эскизы советских купюр. С этих самых пор ни одна денежная реформа в СССР не обходилась без Ивана Ивановича.

Правда, его карьера чуть было не пошла под откос из-за родственников. Сам Дубасов, как красный командир, был на отличном счету, но у него было два брата. Младший, Александр, только добавлял положительных черт имиджу советского служащего. Он служил в милиции города Артемовска и погиб в перестрелке с бандитами в 1922 году.

А вот старший, Николай, чуть не стал причиной крупных неприятностей. Он родился в 1895 году и выбрал карьеру военного. К началу революции Николай Дубасов уже был боевым офицером в неплохом чине. Воевал в Белой армии, неоднократно получал повышения. После разгрома Врангеля с остатками его войск эвакуировался из Севастополя, остался в Европе.

Когда Ивана Дубасова в 1932 году назначили главным художником Гознака, эта история всплыла. Пришлось Ивану Ивановичу отшучиваться: мол, не из тех он Дубасовых, не из адмиралов. Действительно, его родовитый однофамилец прославился крайней реакционностью и подавлением крестьянских выступлений в 1905-1906 годах.

С тех пор как Дубасов стал главным художником, на Гознаке возобладала концепция преемственности оформления купюр. Во-первых, это позволяло при довольно частой смене и дополнительных выпусках денежных знаков (1924, 1938, 1947, 1951, 1961 годы и т.д.) довольно быстро выполнять заказы Минфина. Во-вторых, сохраняя зависимость цвета от номинала, размещения основных элементов и так далее, купюры становились удобнее для потребителей. Именно благодаря Дубасову советский рубль как был желто-коричневым при Петре и Екатерине, так и оставался в СССР. То же касается и червонца, и пятирублевой банкноты.

Реформа 1961 года была последней, к которой приложил руку Дубасов. Десятью годами позже он ушел на пенсию. На его счету эскизы десятков купюр, нескольких серий почтовых марок, высших государственных наград, в том числе ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Удивительно, но членом Союза художников Дубасов так и не стал – его графику упрямо не признавали. Сам он называл эту общественную организацию «прибежищем бездарности». Но незадолго до смерти, последовавшей в 1988 году, обронил в сердцах, что погубил в Гознаке свой талант рисовальщика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий