пятница, 17 апреля 2015 г.

Бачвези: вечные странники

Даже университетский курс истории и культуры стран Африки занимает едва ли половину семестра – речь в основном идет о Древнем Египте. Еще меньше задумывались о народах, населявших Черный континент, колонизаторы, искавшие приключений и легкой наживы. Их не интересовали обычаи и легенды полуголых дикарей, а еще меньше внимания они обращали на странные развалины каменных зданий в самом сердце центральноафриканских джунглей.

Память предков


Европейцы были вовсе не единственными претендентами на богатые земли Западной и Центральной Африки. Гораздо раньше туда стали проникать арабские торговцы и охотники за рабами. К XIX веку они чувствовали себя хозяевами части побережья Индийского океана и даже создали несколько государств. За торговцами шли исламские проповедники, тоже добившиеся немалых успехов.

Естественно, арабы часто сталкивались с европейскими завоевателями. Соперничество редко принимало форму вооруженных столкновений, ситуация, как правило, разрешалась в зависимости от симпатий местного населения. Чаще африканцы принимали сторону арабов, потому что европейцы были куда более алчными и совсем уж не понимали африканской жизни.
Однако проникнуть в область между Великими Африканскими озерами – на территорию современных Уганды, Бурунди и Руанды – оказалось для арабов задачей непосильной. До конца XVI века этому мешали правители могущественной империи Китара. Потом на месте распавшегося государства образовались не менее могущественное королевство Буньоро и еще несколько царств. С ними поладить тоже не получилось.


Средневековые арабские историки писали, что воины империи Китара не пугались огнестрельного оружия и пушек и могли даже использовать подобного рода трофеи, но относились к ним презрительно. На озере Виктория у правителя империи стоял могущественный флот из 400 боевых кораблей, которые держали в страхе все окрестные племена. Писали, что властители империи могли бы распространить свое влияние до берегов океана, но почему-то не хотели этого делать.

Каково же было изумление арабских торговцев, когда европейцы подчинили себе практически все межозерье без единого выстрела и за каких-то два года. Впервые белые люди появились в Уганде в 1862 году и были буквально поражены реакцией местного населения: такого обожания и поклонения европейским колонизаторам не приходилось видеть со времен Колумба.

Каменотесы из джунглей

Оказалось, что в европейцах местные жители признали основателей своего государства – представителей племени бачвези. Они пришли в Уганду в XIII веке с севера, были белокожими и с европеоидными чертами лица. Они привели с собой необычный домашний скот, посадили странные сельскохозяйственные культуры и подарили неведомые местным племенам знания.
До сих пор можно услышать предания, согласно которым бачвези умели летать, перемещать взглядом большие предметы, лечить самые тяжелые болезни. Они также обладали совершенно невероятными знаниями о географии, истории соседних и далеких стран, в общем, были настолько сведущи в науках, что аборигены не в состоянии были понять и малой толики того, что рассказывали бачвези.

О материальной культуре основателей империи Китара известно гораздо больше. Они успели возвести столько монументальных построек, что не заметить их просто невозможно. Археологов, к примеру, поражают остатки форта Мугеньи на берегу угандийской реки Катонга. Аборигены однозначно указывают, что это сооружение возведено бачвези и служило местом обитания исключительно для них.


Основанием форта служит сеть траншей длиной почти в шесть километров, пробитых в скальной породе. Переходы, башни, лестницы выложены из облицованного камня. Подобная техника кладки южнее Сахары не встречается нигде, да и в арабской Африке не слишком похожа на Мугеньи. Больше общего у форта бачвези с постройками средиземноморской крито-микенской культуры или Ближнего Востока. Сохранились и остатки похожих на Мугеньи земляных сооружений, и развалины довольно внушительных каменных зданий с полукруглыми крышами.
Местное население до сих пор обходит такие места стороной. Не было туда ходу аборигенам и во времена империи Китара. Но из легенд, имеющих хождение до сих пор, понятно, что бачвези не были кастой аристократов-правителей, а составляли самостоятельное племя. Они никак не участвовали в повседневной жизни окружающих народов и не смешивались с ними, оставаясь своего рода «старшими братьями».

Бачвези прятали своих женщин. Присутствовать при их обрядах местным не разрешалось. Даже приготовление и прием пищи представителями правящего племени были тайной для чужих. У них были собственные стада и посевы, они охотно делились с окружающими знаниями, орудиями труда, пищей, оружием. И ничего не просили взамен. Что любопытно, бачвези не требовали ни поклонения, ни услужения от жителей империи Китара, оставаясь руководителями, администраторами, военачальниками, наставниками.

Статуи и черепки

В начале XV века бачвези неожиданно покинули созданную ими империю. По народным сказаниям получается, что они просто в один прекрасный день растворились в джунглях вместе со стадами и имуществом, но обещали вернуться, поэтому в Уганде и приняли с таким восторгом белых людей. Но кое-что археологам все же осталось, хотя в находках не меньше странностей, чем в легендах.

Обычно фрагменты керамики, даже если не сохранилось целых изделий, дают наиболее полное представление о народе: откуда он появился, чем занимался, с кем торговал и воевал, во что верил и так далее. Но с бачвези в этом вопросе вышла путаница. В 1920-е годы на территории форта Мугеньи шли раскопки, которые дали богатый материал. Исследовав его, археологи и этнографы составили точный, как тогда казалось, портрет племени.

Изображения длиннорогих коров и быков явно указывали на север Африки, а частота их повторения – на то, что бачвези были скотоводами, вероятнее всего, полукочевыми. Рисунки конических хижин сужали место их происхождения до Абиссинии (Эфиопии). Техника обжига и раскраски говорила о том, что бачвези поселились в Уганде именно в середине XIII века, а покинули эту страну, так как лесистая местность совсем не подходила для скотоводства.
Но просуществовала эта «удобная» версия недолго. Вскоре были обнаружены остатки сложных ирригационных сооружений, как две капли воды похожих на те, что строили жители Шри-Ланки 3000 лет назад. Чуть позже при земляных работах в небольшом городке Лузире обнаружили остатки одного из поселений бачвези. Там же нашли и остатки керамической статуи: сначала голову, а затем туловище и конечности. Лицо –европейское, а прическа похожа на судейский парик, да еще и с небольшой шапочкой на макушке. Ее происхождение так и осталось загадкой.
Как и назначение странного керамического цилиндра, найденного в собственном огороде старой крестьянкой. Его диаметр восемь, а высота − 14 сантиметров. Цилиндр покрыт отверстиями и выпуклостями, разбросанными в хаотичном порядке. Самое интересное, что точно такие же цилиндры находили на Крите и Кипре.


А вот вертикальные шахты, пробитые в скальной породе холма Танда, аналогов не имеют. Шахт более 200, глубина − от трех до 70 метров, диаметр абсолютно одинаков у всех (около 1,5 метра). По преданию, пробиты они бачвези, но зачем – непонятно. Холм начисто лишен каких-либо полезных ископаемых.

Великий Зимбабве


Родилась другая версия, согласно которой бачвези явились в Уганду с островов Средиземного моря через Эфиопию. Правда, получалось, что в пути племя провело чуть ли не три тысячи лет – такова временная разница между критскими и угандийскими находками. Приоткрыть завесу тайны могли бы захоронения времен бачвези, но даже следа их обнаружить не удалось.
Странно: целое племя 200 лет правило большой империей, но не оставило после себя ни одной могилы. Люди построили несколько городских центров со сложной структурой, неожиданно оставили все и ушли. Да еще как будто прибрали за собой, «забыв» лишь несколько странных вещиц. Кстати, ушли они так незаметно, что Китара просуществовала еще почти 200 лет, и лишь затем распалась на несколько королевств.

Но вот в нескольких тысячах километров к югу были обнаружены развалины другого каменного города – Великого Зимбабве. Примерно такой же характер кладки, как в Мугеньи, то же отсутствие углов – сплошные закругления. Правда, местные сказания приписывают создание городища правителям народности шона, создавшей в XII веке сильное королевство Мономотапа.
Но вот что интересно: своего расцвета оно достигло через 300 лет, и тогда же в Великом Зимбабве появился, выражаясь европейским языком, центральный замок. Огромный участок обнесен стеной толщиной 5,2 метра и высотой 9 метров, на его территории были расположены более 30 больших и малых построек, в том числе такие же башни, как в форте Мугеньи. И самое главное: внутри замка, по преданиям, жили только правители и аристократы, все остальные селились в огромном «нижнем городе». Как повествует устная традиция, правители Мономотапа были горбоносы и светлокожи, хотя сами шона – типичные африканцы. Правда, в многочисленных захоронениях Великого Зимбабве никаких останков людей европеоидного типа не обнаружили.

К моменту появления в этих краях португальцев город утратил свое значение, и правители государства переселились севернее, в долину реки Замбези. К середине XIX века всю эту территорию подчинили себе зулусы. Существовал ли в действительности народ-призрак бачвези, пока так и остается загадкой. Как и то, что же заставило людей проделать путь из Средиземноморья на юг Африки, постоянно заметая следы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий