пятница, 22 мая 2015 г.

Морские цыгане - загадочный народ океана


Все знают цыган сухопутных. Некоторые представители этого странного вольного племени до сих пор ведут кочевой образ жизни, присущий многим поколениям их предков. До сих пор катят их разноцветные кибитки по дорогам мира, светят костры в тумане, звучат раздольные песни под перебор гитарных струн. Но есть, оказывается, цыгане водные, кочующие вдоль морских побережий. И их вольная жизнь, как, впрочем, и у сухопутных «собратьев», не так уж сладка, как поется в песнях…

Оранг-лауты – морские люди



Это собирательное название многочисленных племен, рассеянных небольшими группами по всему архипелагу островов Восточной Индонезии. Еще их называют морскими кочевниками и морскими цыганами. В общей сложности их насчитывается около полумиллиона человек.
Эти племена не представляют собой единый народ. Они различаются и по языку, и по обычаям, и по внешнему виду. Некоторые антропологи склонны видеть в них остатки древнейшего населения Индонезии. Самоназвания отдельных групп морских кочевников различны. Окружающие народы также называют их по-разному, но обязательно со словом «оранг» («человек»).

Почти всю жизнь оранг-лауты проводят на воде в своих лодках или жилищах на плотах. Здесь они рождаются, живут и умирают. Свободно передвигаясь вдоль берега в определенных границах, они редко покидают свои территориальные воды. Изредка оранг-лауты основывают временные поселения в укромных пустынных бухтах, на кромке берега или прямо на воде. Это легкие домики на сваях под двухскатной крышей, крытые пальмовым листом. Дома связаны друг с другом мостками.

Основное занятие оранг-лаутов – рыболовство с применением различных сетей, ловушек, заград, удочек, ловят и ночью с факелами. Они добывают также трепангов, устриц, жемчуг, черепаховые панцири. Приставая к берегу, морские люди занимаются собирательством, охотой на птиц и мелких животных. Соль выпаривают из морской воды. Мангровое дерево заготавливают на дрова и для получения дубителей. В лодках держат кур, собак, кошек. Из ремесел наиболее развиты плетение, изготовление снастей и строительство лодок. В их жизни все большее значение приобретают товарно-денежные отношения. Они продают продукты рыболовства и морских промыслов, копру, покупают взамен рис, овощи и другие продукты, а также одежду и предметы домашнего обихода.

Основное занятие оранг-лаутов – рыболовство
 Лодки – это одновременно средство транспорта и жилище. Суденышки делают из досок, скрепляя их деревянными гвоздями. Длина лодки-кабанга – до восьми метров, ширина – более двух, обычное водоизмещение – около 10 тонн, но к борту причалено несколько сампанов – лодок поменьше, с которых ловят рыбу, добывают жемчуг, на них же совершают недалекие поездки.
Оранг-лауты едят преимущественно рыбу, во всех видах и даже сырую, в большом количестве ее сушат. Сушильни устраивают на бамбуковых помостах, установленных на берегу реки или моря. Растительную пищу – рис и овощи − получают, обменивая их на рыбу, продукты морского ремесла и изделия, которые плетут из сухих водорослей и травы.

Часть оранг-лаутов испытали влияние ислама, однако большинство их остается анимистами. Они верят в различных духов, особенно почитая духов моря, с чем связано множество запретов. Духов заклинает дукун. Некоторые группы оранг-лаутов хоронят умерших в гробах, куда кладут также одежду и оружие усопшего.

Баджо – люди без барабанных перепонок


Этническая группа баджо (баджао) живет в море на протяжении вот уже многих веков, преимущественно в акваториях Индонезии, Филиппин и Малайзии. Никто не знает наверняка, откуда появились эти морские цыгане и почему они ведут водный образ жизни. Одни этнографы считают, что они могли приплыть с Филиппин, другие – из Джохора (Малайзия), третьи – из Риау, провинции Индонезии на острове Суматра. Сами же баджо считают, что они произошли от королевской стражи султаната Джохора в Малайзии.

Эти люди традиционно селятся в лодках «лепа-лепа», которые сделаны ими вручную. В этих лодках есть все, что нужно для жизни кочевников: питьевая вода, продовольствие, предметы кухонной утвари, керосиновые лампы и многое другое. На берег морские цыгане сходят только для починки лодок, чтобы продать местным жителям добытое в море и пополнить свои запасы или похоронить умерших.

Трудно представить, что в XXI веке есть люди, которые могут обходиться без газа и электричества. Очень ненадежными представляются их хибарки, которые в любой момент может снести волной. Но баджо – великолепные мореплаватели, знающие все особенности и капризы родной стихии. Эти люди практически без жертв пережили в 2004 году страшное цунами в Индийском океане, вызванное землетрясением.

Основные источники питания находятся под водой
 Основное занятие баджо – подводная охота. С раннего детства они превосходные пловцы и ныряльщики. Они могут без акваланга нырять на глубину до 30 метров в поисках жемчуга, морского окуня и морских огурцов, задерживая дыхание на пять минут и более. Поскольку от давления на больших глубинах больше всего страдают барабанные перепонки, то у ныряльщиков они чаще всего разорваны, причем порой это делается преднамеренно. Поэтому большинство баджо плохо слышат. Подводная охота – дело весьма опасное. Многие охотники либо умирают от кессонной болезни либо остаются калеками на всю жизнь. Кессонная болезнь возникает из-за того, что человек поднимается с большой глубины слишком быстро. Немало ныряльщиков погибают на больших глубинах.

Рыбаки зарабатывают себе на жизнь в основном тем, что продают в Гонконге морского окуня и рыбу-наполеона. Но с каждым годом им приходится все тяжелее, поскольку запасы рыбы из-за неконтролируемой ловли практически истощены. И виноваты в этом сами баджо. Во время Второй мировой войны солдаты научили их незаконному методу рыболовства при помощи динамита. С тех пор морские цыгане стали наносить огромный вред своей же среде обитания. Помимо динамита, баджо используют еще и цианистый калий. Они выпускают его из пластиковой бутылки прямиком на рыбью стаю. Яд парализует рыбу, к тому же она после этого долгое время остается живой, что немаловажно для торговли. К сожалению, рыбаки не понимают, что таким образом они отравляют все пространство кораллового рифа, который их же и кормит.
Получается замкнутый круг: для того чтобы заработать на жизнь и прокормить семью, морским цыганам необходимо вылавливать рыбу в огромных количествах, а это, в свою очередь, приводит к уничтожению обитателей моря.

На протяжении последних лет правительство вынуждает мореплавателей баджо переселиться на сушу, но в этом случае они рискуют навсегда потерять свою самобытность. Также в поисках богатого улова они иногда пересекают международные границы, поэтому случаются конфликты с правительствами разных стран.

Но, кажется, дни этого кочевого народа сочтены. Похоже, что после того, как уйдет нынешнее поколение, некому будет жить в море. За последние годы значительная часть молодежи народа баджо оставила море в поисках нормальной работы в городе.

Последние из мокенов


В течение многих столетий морские кочевники мокены путешествовали между Таиландом и Мьянмой с одного острова на другой, промышляя рыбной ловлей и добыванием пищи со дна океана.

Передвигаясь на лодках-кабангах вдоль архипелага Мергуи, они периодически оседали на различных островах и побережьях. Искусные ныряльщики, мокены физически приспособились к морской стихии и развили в себе уникальные качества, позволяющие им хорошо видеть и надолго задерживать дыхание под водой.

Однако сегодня под давлением со стороны правительства Таиланда, а также в результате разрушительных цунами 2004 года и острой конкуренции со стороны коммерческих рыболовецких артелей все тайские мокены вынуждены жить в деревнях. Эти деревни представляют собой печальное зрелище. Многие мокены, родившиеся в море и не имеющие свидетельств о рождении, рассматриваются правительством как лица без гражданства. Они с трудом находят работу и не получают никаких пособий. Уровень алкоголизма и безработицы в их общинах чрезвычайно высок.

Недавно один из тайских мокенов посетил архипелаг Мергуи и его относительно неразвитые острова в южной Мьянме в поисках соплеменников, ведущих традиционный образ жизни. За время путешествия вплоть до одиннадцатой параллели он обнаружил одно-единственное семейство своих сородичей, до сих пор живущее на кабанге. Это семейство в одиночку перемещается между островами в поисках районов, не полностью подвергшихся коммерческой эксплуатации со стороны бирманских рыболовов. Они, пожалуй, последние люди, ведущие кочевой образ жизни на борту кабанги. Остальные мокены навсегда осели на берегу: с одной стороны, им стало все труднее добывать пропитание привычным способом, с другой, на них оказывают давление местные власти, стремящиеся привлечь в этот район как можно больше туристов. Правительство пытается нажиться на традиционном образе жизни мокенов, создавая резервации, иногда называемые «человеческим зоопарком».

Так что вполне вероятно, что уже совсем скоро уникальная культура морских цыган исчезнет навсегда.

Валерий НИКОЛАЕВ
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий