Есть города, всемирную славу которым принесли легенды и сказки. Наш Муром, например, известен тем, что близ него родился богатырь Илья, немецкий город Бремен знаменит благодаря сказке братьев Гримм, а Гамельну (Пруссия) снискала дурную славу легенда о Крысолове. Кто же он - злодей, благодетель или оклеветанный дератизатор Средневековья?
Всегда плати обещанное
Летом 1284 года в славном городе Гамельне, изнемогавшем от нашествия крыс, объявился незнакомец в диковинном пестром наряде, пообещавший за плату избавить жителей от напасти. Перед горожанами забрезжила надежда, и они пообещали заплатить Крысолову даже больше, чем тот просил. Таинственный пришелец заиграл на дудочке, привлеченные ее звуками крысы вылезли из нор и пошли за музыкантом к реке Везер, бросились в воду и утонули. Город был спасен. Однако жадные горожане отказались заплатить чужеземцу не только обещанную, но и запрошенную им сумму. «Вы горько пожалеете о том, что нарушили обещание», - пообещал Крысолов перед тем как покинуть город не солоно хлебавши.
И вскоре в Гамельне вновь зазвучала мелодия флейты.
Вот как изложена концовка этой истории в книге Йобуса Финцелиуса «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных», написанной в 1556 году:
«Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето Господне 1284, в день святых Петра и Павла. Некий молодец лет 30, прекрасно одетый, так, что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, числом около 130, услышав ту дудку, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них».
В отместку зато, что ему не заплатили обещанного, он увёл их города детей |
Различные версии финала
В классической версии легенды завороженные роковой музыкой дети выбежали из домов и пошли за Крысоловом к горе, расположенной возле Гамельна. В недрах ее они и канули. Еще по одной версии, Крысолов завел детей в Везер, где они утонули один за другим - страшная картина!
По версии детской, адаптированной, как и многие другие старинные ужастики, поражающие порой своей жестокостью даже взрослых, все заканчивается благополучно. Музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.
Есть и другая версия легенды: Крысолов - исчадие ада, заводит детей в гору, однако сил его оказывается недостаточно, чтобы погубить невинные создания, и он бесследно исчезает. А дети, побродив в недрах горы, выходят в некое дикое место, где самых маленьких выкармливают своим молоком олени и дикие козы, а те, что постарше, начинают строить счастливый город. С божьей помощью им удается возвести его, и они живут в нем, не зная печали и горести, вот только никому другому нет в этот город пути.
И, наконец, последняя версия легенды. Крысолов, пройдя через гору, выводит детей в дивную страну, где текут меж кисельных берегов молочные реки, и они забывают своих неблагодарных и жестоких родителей.
По версии детской, адаптированной, как и многие другие старинные ужастики, поражающие порой своей жестокостью даже взрослых, все заканчивается благополучно. Музыкант получает сполна за свой труд, и дети возвращаются домой.
Есть и другая версия легенды: Крысолов - исчадие ада, заводит детей в гору, однако сил его оказывается недостаточно, чтобы погубить невинные создания, и он бесследно исчезает. А дети, побродив в недрах горы, выходят в некое дикое место, где самых маленьких выкармливают своим молоком олени и дикие козы, а те, что постарше, начинают строить счастливый город. С божьей помощью им удается возвести его, и они живут в нем, не зная печали и горести, вот только никому другому нет в этот город пути.
И, наконец, последняя версия легенды. Крысолов, пройдя через гору, выводит детей в дивную страну, где текут меж кисельных берегов молочные реки, и они забывают своих неблагодарных и жестоких родителей.
Во время праздников в Гамельне артисты местного театра обязательно разыгрывают перед зрителями пьесу «Гамельнский Крысолов» |
Почва для легенды
Поскольку кошки, как «бесовские отродья», были изведены христианами в Средние века по всей Европе, бороться с крысами стало некому, и нашествия их сделались воистину губительными. Упоминания о вреде, причиняемом ими, часто встречаются в легендах и хрониках. Базельские анналы, например, отмечают в 1271 году: «Крысы уничтожают зерно, сильный голод». Однако голод был не единственной проблемой, связанной с крысами. Они не только уничтожали и портили запасы зерна, но и разнесли по христианским странам чуму, от которой погибла едва ли не половина населения Европы. Тогда-то и возникла профессия крысолова.
Что до Гамельна, то после 1300 года фигура Крысолова была изображена на церковном витраже, а позже на одной из балок старой ратуши появилась надпись: «В год 1284-й, в день святых Петра и Павла 26 июня Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли». Около 1375 года описание «исхода детей» было внесено в хронику города, а улица, по которой дети ушли из Гамельна, до сих пор называется Молчаливой и на ней запрещено играть на музыкальных инструментах.
Средневековая открытка. |
Изобретатель психотронной флейты
О том, как удалось Крысолову избавить Гамельн от крыс при помощи дудочки, существует лишь одна гипотеза - помимо той, где он трактуется как посланец сатаны. Пестро одетый веселый крысолов, уверявший, что справится с крысами при помощи дудочки, мог не только привлечь внимание бургомистра, но и выполнить обещание благодаря особой конструкции своего музыкального инструмента. Ведь звуки дудочки особенно впечатляют мелких зверьков. С недавних пор крыс научились отпугивать при помощи излучателей звуковых волн определенной частоты, так почему бы некоему самородку было не создать «флейту», звуки которой заставляли зверьков следовать за собой?
А уж если он сумел воздействовать на крыс, то не мог ли таким же образом выманить из города и детей?
Версии на основе фактов
О том, как Крысолов выманил детей из Гамельна, существует множество гипотез, исходящих из того, что два реальных, не связанных между собой факта - избавление города от крыс и исчезновение детей, - слившись в чьем-то богатом воображении, породили эту удивительную легенду.
Традиционно в числе версий назывались три: взятие захватчиками города пленных, эпидемию, детский крестовый поход. Однако Гамельн был богатым городом, и всегда откупался от нападавших. Первая масштабная эпидемия - бубонная чума, или черная смерть, пришла в эти края через сто лет после описываемого события. Детский крестовый поход, напротив, прошел через Германию лет на семьдесят раньше.
По одной из версий, незнакомец заманил детей в реку, где они все утонули. |
Еще одна версия: на горе Коппен была пещера, в которой язычники в древности приносили жертвы своим богам, и гамельнцы называли ее «дьявольская кухня». Не могли хитроумный дудочник увлечь детей к языческим алтарям, где они приняли участие в каком-то магическом ритуале? Участники действа совершили смертный грех, они погибли для веры и церкви, а ведь гибель души христианской была страшней телесной смерти.
Еще одна версия сводится к тому, что в 1284 году некий вербовщик, проходя через Гамельн, уговорил молодых горожан последовать за ним для переселения в другое место. Перейдя через горы, все эти люди оказались на территории современной Румынии и поселились там. Однако достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, какое огромное расстояние отделяет Гамельн от Трансильвании, и понять, что это не самое лучшее место для вербовки мастеровых.
Существуют и другие версии, например, известной немецкой исследовательницы ВальтраутВёллер, выдвинувшей в 1980-х годах гипотезу о гибели детей в болотистой котловине, окруженной мрачными скалами, во время праздника летнего солнцестояния, но все они имеют те или иные изъяны. И разгадка тайны в очередной раз ускользает - не сходятся даты, расстояния, психологически неубедительными выглядят поступки людей...
Аромат тайны остается
О Гамельнском Крысолове сложены баллады, легенда о нем вдохновила на создание блестящих произведений Гёте и Гейне, Броунинга, Сельму Ла-герлёф, Марину Цветаеву и Александра Грина. Образ Крысолова продолжают использовать в своем творчестве современные поэты, писатели и режиссеры, каждый из которых трактует его по-своему. А тайна по-прежнему остается, хотя и кажется порой, что хотя бы часть ее уже раскрыта. И образ Крысолова - ужасного и пленительного - по-прежнему волнует умы, будоражит воображение и заставляет выдвигать все новые и новые гипотезы того, что все-таки произошло тем далеким летом 1284 года в славном городе Гамельне.
Глеб ЧЕРНОВ
"Тайны ХХ века".
Комментариев нет:
Отправить комментарий