суббота, 6 июня 2015 г.

Говорящие щелчками


Когда летишь над Намибией, она кажется огромным пляжем на берегу океана. А уже на земле некоторые прибрежные города удивительно напоминают Германию. Все-таки это бывшая Германская Юго-Западная Африка… Но наш путь – в глубь страны, навстречу удивительному народу пустынь, самому древнему из всех живущих на Земле.


Кустарниковые люди


Не успел я удивиться весьма приличной дороге, ведущей от Виндхука на восток, навстречу приключениям, как Вилли, мой темнокожий шофер и проводник, предупредил, что километров через триста можно будет забыть об автобане и редких оазисах для путешественников. Там начнется настоящая пустыня Калахари, что означает «мучимая жаждой». Я подумал о наших запасах воды и защитных кремах от испепеляющего солнца. Но как быть с 50 градусами жары в тени?

– Слушай, Вилли, – не выдерживаю я. – Как тебя зовут по-настоящему? У тебя же наверняка другое имя?

– Вам его все равно не выговорить, – искренне смеется проводник. – Называйте меня Вилли.
– Но все же…

В ответ темнокожий парень произносит нечто невероятное – какое-то чмоканье и щелчок языком. Пытаюсь повторить. Вилли смеется так, что едва не выпускает руль из рук. Приходится признать, что люди пустыни действительно говорят на странном цокающем языке, где щелчки – обычные звуки их речи. А еще в языке бушменов – а именно к ним мы и едем – нет числительных. Разве что «один, единица». Все, что идет далее, означает просто «много».

Наконец мы приехали в какой-то поселок – десяток домов, сложенных из толстого картона. А что? Дождей тут нет, а картонное жилище даже создает какую-то прохладу. Дальше, к бушменам, мы пойдем пешком – дорога тут заканчивается. Воду и еду понесем на себе. Вилли обнадежил, сказав, что запаса воды должно хватить, пока мы дойдем до стоянки племени. Радовало слово «должно»… На вопрос о воде там, в пустыне, проводник бодро заверил меня, что ее там полно, нужно только знать, где копать. Метров на пять углубишься в песок, и вот она, вода! Именно так бушмены и добывают драгоценную влагу.



Мы с Вилли сидели у вечернего костра, и я вспоминал, что знаю о народе Калахари. Бушменов осталось не более ста тысяч человек. Ученые определили, что они живут на своей извечной земле не менее 20 тысяч лет и настолько своеобразны – и по своему антропологическому типу, и по языку, – что их относят к особой расе. Эти низкорослые люди не имеют постоянных жилищ, часто укрываются в кустарнике, сооружая из веток шалаши. Отсюда и пошло название «бушмены» – «кустарниковые люди», – данное им первыми голландскими поселенцами. Часто в бесплодных полупустынях находили месторождения алмазов и золота. И европейцы изгоняли бушменов с их территорий. Белые пришельцы отстреливали дичь, чтобы лишить аборигенов пищи, отравляли колодцы…

Нормально, плюс 50


Не буду описывать наш переход через пустыню – он оказался однообразен и тяжел. Плюс 50 в тени – это не шутка. Мой опыт переходов через Сахару и Гоби пригодился. Хорошо, что, живя уже в городе, Вилли не оторвался от своих корней, отлично ориентировался в песках, и мы не сбились с пути.

Мы пришли в небольшое бушменское племя как раз «вовремя». Знахарь и колдун в одном лице собирался начать обряд очищения племени и, так сказать, «сеанс лечения всех». Странный ритуал, с точки зрения европейца, на самом деле – элемент групповой психотерапии, объединительная церемония. Кстати, бушмены очень просты, как дети, и не умеют лгать, лицемерить. Они хранят такие обычаи, чтобы помочь друг другу избежать враждебности и зависти. Самые важные ритуалы – дележка добытого мяса и обмен дарами.

Распределение мяса происходит честно, все остаются довольны, обмен подарками между бушменами помогает им сохранить дружеские отношения. Для этих людей немыслима ситуация, когда одна семья имеет много пищи, а другая – ничего. Бушмены говорят: «Мы всегда дарим что-нибудь друг другу. Мы отдаем все, что имеем». Колдун заунывно пел и пританцовывал, притрагиваясь к голове каждого из людей племени, сидевших в кругу. Интересно, что у бушменов нет вождей, но обычно самый опытный охотник или знахарь, колдун является неким лидером. К нему обращаются за советами, но такой человек не обладает какими-то привилегиями, властью.


После церемонии мне разрешили поговорить с колдуном. Вилли переводил. Когда я спросил, сколько лет старику, тот ответил поразительно: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни». Старик заверил меня, что его люди понимают язык бабуинов, знают противоядия от укусов змей и скорпионов. Об этом я слышал и раньше. Некоторые бушмены даже добавляют к пище различные яды, чтобы организм приобретал иммунитет.


– А еще мы знаем специальные травы. Если их бросить в костер, они отгонят от стоянки племени свирепых львов.

При этих словах старого колдуна я невольно оглянулся, а Вилли со смехом «успокоил» меня, сказав, что львы приходят лишь иногда, и только по ночам. Шаман прикоснулся к моей голове. Как ни странно, я внезапно почувствовал покой и радость, тревоги улетучились.

Это жизнь…


На следующий день, рано утром, мужчины племени взяли меня и Вилли на охоту. Мы с проводником шли позади, а бушмены искали страусов… Наконец, заметив птиц, маленькие люди словно стали еще меньше. Несколько охотников мгновенно набросили на себя страусиные шкуры с перьями и, подняв насаженные на палки высушенные головы убитых ранее птиц, проникли в центр стаи. Они даже подергивали перьями, как это делают птицы. Момент – и несколько птиц замертво падают на песок. Для охоты бушмены пользуются стрелами с отравленными наконечниками. Если охотник ранил антилопу, а яд на нее почему-то не подействовал, он может преследовать ее даже нескольких дней. Ведь мясо – драгоценная добыча. Позже я внимательно рассмотрел снаряжение охотников: луки, стрелы, дубинки, кожаные мешки для убитой дичи.
Кстати, женщины тоже участвуют в поисках пропитания: заостренной палкой, утяжеленной камнем с отверстием в середине, выкапывают съедобные коренья и «рис бушменов» – личинок муравьев. Вечером у костра Вилли рассказал мне, что его сородичи очень выносливы и терпеливы. Даже если кто-то из них серьезно поранится на охоте, никто не придает этому значения. Они очень живучи.


Когда во время перехода племени бушменов через пустыню какой-нибудь женщине приходит время рожать, та просто ложится на песок, а через некоторое время догоняет ушедших вперед сородичей уже с родившимся ребенком. Я обратил внимание, что некоторые женщины кормят грудью довольно больших детей. Оказалось, что ребятишкам уже по нескольку лет. Это своеобразное противозачаточное средство: грудное вскармливание препятствует новой беременности. По суровым законам пустыни, мать может убить недоношенного новорожденного, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

У этого народа развита взаимопомощь. На моих глазах один подросток, найдя в пустыне какой-то большой съедобный корень, не съел его сам, а принес его в племя. Старшие тут же разделили «добычу» поровну. Но Вилли рассказал мне и о другом: когда группа бушменов уходит в поисках добычи, то старики, которые не могут идти вместе с племенем, остаются. Их просто бросают. Ведь, как говорят здесь, незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или выздоровеет. Это трудно принять нам, но только так племени в пустыне можно выжить. Между тем бушмены верят в жизнь после смерти и очень боятся покойников. У каждого племени есть свои сложные ритуалы захоронения умерших.

Вне времени


Племена пустынь не заглядывают в будущее. Да и зачем? Похоже, бушмены видят не бег времени, а его вечный круговорот… Только тут, пожив среди удивительных «кустарниковых людей», я с удивлением узнал, что орудия труда, оружие – все, что человек сделал своими руками, – находятся в его личной собственности. Вещи, принадлежавшие бушмену при жизни, кладут с ним в могилу. Но не потому, что они понадобятся ему в загробной жизни, а потому, что те остаются его собственностью и после смерти. Муж не может распоряжаться тем, что принадлежит его жене, без ее разрешения.


Прощаясь с бушменами, я вручил им подарки: металлические ножи, фляжки для воды, другие необходимые вещи. Одежда им не очень нужна: мужчины носят туго затянутые треугольные кожаные передники. А женщины – два висящих передника: меньший спереди и больший сзади. Простую хозяйственную утварь бушмены изготавливают сами: из кожи, костей животных, дерева, скорлупы страусовых яиц. Практичные пластиковые фляжки обрадовали моих новых знакомых. Ведь воду здесь обычно хранят в мешках, сшитых из желудков антилоп, или пустых страусовых яйцах. Женщины, отправляясь за водой, складывают сосуды из яиц в сетку из сыромятных ремешков. Мне же бушмены подарили отличные кожаные сандалии и украшения из кожи страуса.
За несколько дней я успел полюбить этот простой и гостеприимный народ. Я обязательно вернусь. Ведь многие свои тайны «люди кустарников» не спешат открывать чужеземцам… Секреты их здоровья, медицины, жизни в экстремальных условиях ждут исследователей.

Вернер БРЮНМАН, Швейцария.
Специально для газеты «Тайны ХХ века»
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий