среда, 3 июня 2015 г.

В объятиях Чердыни


Один из крупнейших русских поэтов ХХ века Осип Эмильевич Мандельштам, как известно, был арестован органами НКВД в мае 1934 года и отправлен в ссылку в Чердынь (Пермский край).

Для справки: город Чердынь, дата основания неизвестна. До ХV века был столицей государства Перми Великой и назывался Пермь Великая Чердынь. С XV века Пермь Великая преобразовалась в Великопермское княжество в составе Московского государства.



«А казнь-то будет петровская…»


В Чердынь Мандельштам, осужденный на три года ссылки, прибыл 3 июня 1934 года вместе с женой Надеждой Яковлевной. Им было разрешено на первое время поселиться в одной из палат местной больницы. Состояние поэта было тяжелым. За спиной – две недели, проведенные во внутренней Лубянской тюрьме, признание в авторстве антисталинских стихов и в их чтении (то есть распространении) ближайшему своему окружению.

«…Следователь предъявил О. М. стихи о Сталине, и О. М. признал авторство, и то, что человек десять из ближайшего окружения их слышали» (Н.Я. Мандельштам. «Воспоминания»).
Осипа Эмильевича страшила смерть.

Не смерть как таковая, а смерть от «их» (НКВД) рук. «Они» мерещились ему все четверо суток следования к месту отбытия ссылки, готовые в любой миг отнять жизнь.


«А казнь-то будет какая-то петровская», – шептал Мандельштам во время пересадки в Соликамске, увидев бородача с топором и в кроваво-красной рубахе, грузящегося вместе с ними в грузовик.

Как и многие представители интеллигенции того времени, поэт много говорил о самоубийстве, о том, что лучше покончить с собой, чем «попасть в их лапы». Но, как и многие, он не сумел осуществить задуманное. До сумасшествия боявшийся расстрела, Мандельштам умер от тифа во Владивостокском пересыльном пункте 27 декабря 1938 года.

Прыжок


Четверо суток без сна, под конвоем, взвинченный до предела Мандельштам по прибытии в Чердынь в первую же ночь попытался бежать – или покончить с собой.

«…Вдруг – я почувствовала это сквозь сон – все сместилось: он вдруг очутился в окне, а я рядом с ним. Он спустил ноги наружу, и я успела заметить, что весь он спускается вниз. Подоконник был высокий. Отчаянно вытянув руки, я уцепилась за плечи пиджака. Он вывернулся из рукавов и рухнул вниз, и я услышала шум падения – что-то шлепнулось – и крик…

Пиджак остался у меня в руках…» (Н.Я. Мандельштам. «Воспоминания»).

Внизу были два этажа и перекопанная клумба. Попытка самоубийства закончилась для Осипа Эмильевича вывихом с переломом плечевой кости.

Впрочем, так вышеописанную сцену называют другие, не сам Мандельштам.
Но Надежда Яковлевна, стараясь облегчить участь мужа, тут же написала о его состоянии во все мыслимые инстанции.

Вскоре последовал ответ о немедленном переводе Мандельштама в любой город по его выбору – кроме крупных столичных городов. Супруги выбрали Воронеж. Однако пока длилась бюрократическая волокита, они продолжали оставаться в Чердыни.

«И я в уме»


Ни для кого не секрет, что физическая боль – лучшее лекарство от душевной.


Травмированный поэт (к тому же перелом плечевой кости местные эскулапы просмотрели) только подтвердит известную истину в последующих строках:

«…Подумаешь, как в Чердыни-голубе,
Где пахнет Обью и Тобол в раструбе,
В семивершковой я метался кутерьме!
Клевещущих козлов не досмотрел я драки:
Как петушок в прозрачной летней тьме,
– Харчи да харк, да что-нибудь, да враки
– Стук дятла сбросил с плеч. Прыжок. И я в уме»
(«Стансы». Май 1935 года).

Однако присмиреть – не значит выздороветь. Периодически Осип Эмильевич вдруг принимался утверждать, что Анну Андреевну (Ахматова была дружна с Мандельштамами) сейчас «ведут в кабинет», или начинал искать тело Ахматовой по чердынским оврагам.

Более того, теперь каждый вечер, ближе к шести часам, Мандельштам ждал прихода расстрельной команды. К этому времени он начинал метаться, забивался в угол… Узнав об этом «пунктике», местная кастелянша, много повидавшая на своем веку (позже она погибнет на Колыме), посоветовала Надежде Яковлевне просто переводить стрелки часов вперед. И это сработало (метод перевода часов широко используется и в современной психиатрии). Увидев, что в «назначенный» час никто не пришел, Мандельштам быстро успокаивался.

Голоса



Однако поэт продолжал слышать голоса, «квалифицирующие его преступление… упрекающие его в том, что он сгубил столько людей, прочитав им свои стихи… Голос перечислял имена этих людей как подсудимых на будущем процессе и взывал к совести того, кто их погубил». По признанию самого Мандельштама жене, голоса были как бы квинтэссенцией мыслей и слов из всего того, что он видел и слышал, но не походили ни на один из знакомых. Это были «голоса газетных статей», воззваний. Типичная шизофрения, психоз – скажет кто-то, но тогда как объяснить тот факт, что уже на пароходе, уносящем Мандельштама с пермской земли, голоса и приступы паники, равно как желание бежать или покончить с собой исчезли?

Никаких психических отклонений врачи в Воронеже у поэта не обнаружили. Так, может быть, дело совсем в другом?

Родина пророка


Олег Лушников – руководитель уральского центра Павла Глобы, кандидат исторических наук, доцент ПГПУ, астропсихолог – рассказывает:

– Исторически наша земля считается священной. Урал – одна из первых территорий, освоенных индоевропейцами после Всемирного потопа. Документальное свидетельство: открытая не так давно «Страна городов» на Южном Урале – Аркаим (III-II век до н.э.). Лингвистические исследования говорят о том, что Урал – родина индоевропейского языка, именно отсюда происходят его наиболее древние пласты.

80% сасанидского серебра (Сасаниды – династия в Иране, в эпоху раннего Средневековья) обнаружено при раскопках в Пермском крае. Одна из распространенных версий – это дары родине пророка Заратуштры. На стыке Камы и Чусовой есть Белая гора – место, где, как считается, родился пророк, и куда до сих пор стремятся паломники со всего мира. Недавно там побывала и глава зороастрийского колледжа в Индии, посол мира в ООН, доктор юридических наук Мехер Мастер Мусс.

Наша земля имеет особый сакральный смысл. Так вот, на карте образования Пермской губернии (1781 год, в то время к ней относился практически весь Урал) есть несколько точек, четко указывающих на то, что все ключевые события в истории человечества так или иначе с ней связаны. Не скажу, что Пермский край – единственное такое место на земле. Конечно, нет, но для нас сейчас важно понимать, что он – одно из них. А такие места являются одновременно и некой точкой проверки для людей, находящихся у власти или способных влиять на судьбы других.

Наложение времени


Заместитель директора Чердынского краеведческого музея Елена Куртенок говорит:

– На территории Чердынского района расположено более 200 археологических памятников: могильников, капищ, городищ, многим из которых по нескольку тысяч лет. Район не устает поражать научный мир, постоянно подбрасывая ему новые загадки. Насчет всяких странностей с голосами я, например, совсем не удивлена: не так давно наш музейный работник остался на ночь вместо сторожа и буквально стал свидетелем так называемого наложения времени. Услышал с улицы голоса, решил, что кто-то на автобус слишком рано идет. Выглянул в окно – никого, и тут коллега распознает старорусский язык, как будто барыня со своими детками говорит. Причем так: вот они откуда-то идут и проходят мимо. Слышно было все, включая шаги по мостовой.

Проникнуть за прозрачную пелену


Всем нам давно известно о едином информационном поле Земли – безграничной всепроникающей энергии, способной переносить мысли и действия с невероятной скоростью на непостижимые расстояния. Сегодня даже психологи не отрицают наличие неких параллельных миров, влияющих на наш мир. Возможно, просто Мандельштаму, как гениальному поэту, способному более тонко чувствовать и больше слышать, действительно довелось испытать в Чердыни некое откровение? Проникнуть за таинственную прозрачную пелену и ощутить всем своим существом весь ужас человечества, населяющего Землю в те времена? Ведь неспроста же Осип Эмильевич спустя год после своего убытия из Чердыни уже мечтал вернуться туда «в качестве корреспондента». Может быть, он надеялся войти с этой территорией в контакт?

Ольга ВОЛГИНА
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий