Ганс Гольбейн-младший – один из лучших портретистов своего времени. Его точность передачи образов была настолько безупречной, что английский король Генрих VIII (сменивший шесть жен), прежде чем в очередной раз жениться, сначала посылал к потенциальной невесте Ганса Гольбейна, чтобы тот нарисовал и представил королю ее портрет.
Неизвестные послы
Но слава нашла художника не только благодаря создаваемым им полотнам. Дело в том, что он умел развлечь знать того времени мистическими загадками, включенными в картины, но незаметными или непонятными на первый взгляд. Гольбейн имел собственный шифр, который другим приходилось разгадывать.
Как пример рассмотрим портрет двух молодых людей – французских послов. Кстати, если бы не кисть Гольбейна, о них никто никогда бы и не вспомнил, так что не будем сосредотачиваться на этих мало чем примечательных личностях, а начнем расшифровывать саму картину.
Итак, на столе, рядом с человеком, стоящим справа, лежат многогранные солнечные часы. Они (хотя это и не свойственно солнечным часам) своими тремя стрелками показывают дату создания картины – 11 апреля 1533 года. Рука посла небрежно опирается на книгу, на корешке которой по латыни сделана надпись: «Ему 25 лет». Возраст второго персонажа (стоящего слева), вписан в узор кинжала в его правой руке. Оттуда понятно, что ему 29 лет.
Глобусы, карты и измерительные приборы – дань всплеску научных и географических открытий той эпохи. Ведь всего 41 год назад Колумб открыл Новый Свет, и лишь за 12 лет до написания картины капитан Хуан Себастьян дель Кано первым обогнул земной шар на корабле «Виктория», чем и доказал на практике, что наша планета круглая.
На нижней полке бросается в глаза популярный тогда музыкальный инструмент – лютня. У нее порвана одна струна. Исследователи считают, что эта деталь символизирует церковный раскол, связанный с реформами, проводимыми в то время Мартином Лютером. Художник подтверждает догадку, поместив под лютней книгу со стихами латинских гимнов, переведенных на немецкий язык самим Мартином Лютером.
Загадочное пятно
Ну и, наконец, самый странный и непонятный предмет, размещенный на переднем плане картины. Что это может быть? Как будто случайный мазок, но он тщательно прорисован, с тенями и полутонами… Да и не бывает у настоящих художников случайностей.
Вы еще не догадались, что это? Это – череп. Да-да, человеческий череп, изображенный в манере, придуманной Леонардо да Винчи. Так называемый анаморфоз – оптический обман. Разумеется, на репродукциях этот фокус не воспринимается, но если, разглядывая подлинник картины, отойти на пару метров вправо и встать почти вплотную к стене, на которой висит полотно, то череп примет свою естественную форму.
Его даже можно сфотографировать.
Череп – символ смерти. Этим аллегорическим, перечеркивающим жизнеутверждающую часть картины изображением художник говорил всем, кто мог его понять: научные открытия, прогресс, церковные свары, высокие должности, спесь, деньги, власть – все бессмысленно перед тем концом, который ждет каждого из нас.
ТАЙНЫ ХХ ВЕКАВы еще не догадались, что это? Это – череп. Да-да, человеческий череп, изображенный в манере, придуманной Леонардо да Винчи. Так называемый анаморфоз – оптический обман. Разумеется, на репродукциях этот фокус не воспринимается, но если, разглядывая подлинник картины, отойти на пару метров вправо и встать почти вплотную к стене, на которой висит полотно, то череп примет свою естественную форму.
Его даже можно сфотографировать.
Череп – символ смерти. Этим аллегорическим, перечеркивающим жизнеутверждающую часть картины изображением художник говорил всем, кто мог его понять: научные открытия, прогресс, церковные свары, высокие должности, спесь, деньги, власть – все бессмысленно перед тем концом, который ждет каждого из нас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий