суббота, 20 июня 2015 г.

Пережившие Великий потоп


«Они очень некрасивы. У них большая, неправильной формы голова, крошечные, злые глазки и отталкивающие черты лица… Руки и ноги у них замечательно малы. Они так злобны и дики, что все усилия английских властей приручить их всегда кончались неудачей. Они всегда были грозой потерпевших кораблекрушение. Захваченных в плен они обычно убивают дубинками с каменным наконечником или отравленными стрелами. Побоище, как правило, заканчивается каннибальским пиршеством».

Так Артур Конан Дойл описал соплеменников одного из героев своей повести «Знак четырех» − андаманца Тонгу.

Их осталось несколько сотен


В настоящее время андаманцы находятся на грани вымирания. Их осталось, по приблизительным подсчетам, не более пятисот. Теперь они населяют внутренние области одноименного архипелага и остров Сентинел. Андаманские острова принадлежат Индии, но географически расположены гораздо ближе к побережью Мьянмы. Ученые полагают, что для таких народов единственный способ выживания − строгая изоляция.

Несмотря на малую численность, андаманцы делятся на несколько племен (некоторые специалисты считают каждое племя отдельной народностью), а их диалекты составляют самостоятельную языковую семью. Северные − ака-кари, ака-кора, ака-боа, ака-джеру, ака-беа − практически объединились в одно племя. Южные подразделяются на онге и джарава. Аборигены островов Сентинел и Рутланд изучены менее всего и на контакт не идут вообще. Так что про последних даже невозможно утверждать, действительно ли они вымерли в 20-х годах прошлого века или еще скрываются в лесах. Друг друга андаманцы разных племен признают родственниками и практикуют обмен подарками. Правда, иногда бывают ссоры и даже вооруженные стычки.


В Средние века острова часто служили пристанищем арабским и малайским пиратам, нередко подвергались набегам работорговцев, которые охотно поставляли ко дворам восточных монархов забавных низкорослых дикарей.

В XVIII веке архипелаг начали колонизировать англичане. Они построили на острове Южный Андаман опорный пункт − Порт-Блэр − и загнали далеко в леса восставших против пришельцев джарава. К моменту прибытия британцев Андаманы населяли 12 племен численностью до 5000 человек. Очень быстро от эпидемий вымерла большая часть аборигенов, и к началу XX века их оставалось не более шестисот.

Осколок Древнего мира


Лет сто назад господствовала красивая теория, согласно которой андаманцы являются потомками африканских рабов, которых при перевозке на плантации спаслись при кораблекрушении. Но теперь ученый мир сошелся во мнении, что это остатки самого древнего коренного туземного населения. Они являются ярко выраженными представителями типа негритосов, ветви австралоидной большой расы.

Всем этим народам свойственны общие черты: курчавые (реже волнистые) волосы, темный цвет кожи и малый рост. Для андаманцев это в среднем 1,43 метра для мужчин и чуть меньше для женщин. Цвет кожи у островитян варьируется − от иссиня-черного у джарава до красно-коричневого у онге.

Негритосы около 40 000 лет назад отделились от основной волны переселенцев из Африки и вместе с веддами населяли большую часть Юго-Восточной Азии. Ученые считают, что именно андаманцы с некоторыми родственными племенами меньше всех на Земле удалились от первобытного образа жизни.

Совершенно точно установлено, что андаманцы населяют свои острова очень давно − они пришли сюда еще в те времена, когда архипелаг был частью Азиатского континента. Аборигены настолько точно описывают животных и растения «большой земли», как будто видят их каждый день. Но на островах большинство животных не водятся − туземцы описывают их со слов предков.


Традиция устной передачи информации из поколения в поколение у андаманцев вообще развита неплохо. К примеру, они рассказывают о Великом потопе − явлении, прямо скажем, полумифическом. Если оно и имело место, то, по разным оценкам, от 11 000 до 16 000 лет назад. Кстати, андаманцы полагают, что их земли стали островами именно после потопа, который разделил людей всего мира на разные народы.

Вся их жизнь связана с лесом и прибрежной полосой, а соответственно, с теми ресурсами, которые дает эта среда обитания. В принципе, природа Андаманов достаточно щедра, чтобы прокормить большое количество населения, а потому у туземцев за тысячелетия не возникло необходимости одомашнивать растения или животных. Исключение составляют собаки − помощники в охоте. Не слишком разнообразно и оружие: луки со стрелами, гарпуны для морского промысла, каменные ножи и топоры, копья.

В общем, андаманские аборигены смогли донести до наших дней хозяйственные навыки, культуру и психологию людей каменного века и сохранили самые ранние формы социальной организации.

Скелеты под полом


Андаманцы делятся в зависимости от рода занятий на лесных и береговых. Первые кормятся в основном ловлей черепах и рыбы, вторые − охотой и собирательством. Лесные живут в больших домах целой общиной, береговые − в небольших хижинах малыми семьями. Немного отличаются жилища и на разных островах. На юге это круглые постройки с конической крышей, на севере − прямоугольные с двускатной.

Дети живут с родителями до 10 лет, девушки − иногда и дольше. Юноши до вступления в брак обитают в специальных мужских домах. Места поселений через некоторое время меняются. Племена делятся на кланы. Вождей нет, все решается на собрании мужчин. Частной собственности нет тоже.

В брак вступают обычно в 25 лет. Жених является к невесте, но затем убегает в лес, изображая сомнения, а родственники девушки «убеждают» его вернуться. Жених возвращается, садится на колени к невесте, после чего церемония окончена. Праздничных торжеств не предусматривается.


Северяне носят пышные прически, иногда бороды и усы. Южане бреются наголо, в том числе и женщины. Одежда одинакова для всех − набедренные повязки из растительных волокон.
После смерти одного из супругов второй может вступить в брак снова. Хоронят покойников андаманцы на платформе, где умерший находится три месяца − столько длится траур. Детей, не достигших 15 лет (половой зрелости), хоронят под полом жилища. Кости затем откапывают, дробят и делают из них украшения. Чужаков андаманцы закапывают в землю неподалеку от стоянок.

О духовных аспектах жизни андаманцев известно мало − они говорят об этом неохотно. Из развлечений предпочитают танцы, которым отдают по несколько часов в сутки. Правда, аккомпанементом служат лишь заунывные завывания. Основа теологических представлений − культ Билику и Тараи, духов северного и южного муссонов. От них зависит смена дня и ночи, лета и зимы. Духи природы представляются островитянам в основном злыми. Считается, что души умерших взрослых превращаются в духов природы, а души умерших детей перевоплощаются в новых младенцев и возвращаются на землю.

Остров свободы


Андаманцы, живущие на острове Сентинел, являются еще большей загадкой, чем их соплеменники. Во-первых, сентинельцы совершенно не идут на контакты не только с европейцами, но и с обитателями соседних островов. Программы изучения, прекрасно показавшие себя с джарава, оказались бесполезными. Во-вторых, они совершенно не вписываются в научные теории, и даже численность их определить невозможно.

Они гораздо выше других андаманцев: мужчины в среднем достигают 1,75 метра, женщины − 1,6 метра. Кожа светлее, часто пепельно-серая. Жилье встречается совершенно разных типов: как хижины типа убежища, без стен и пола, иногда выложенные листьями и рассчитанные на семьи из 3-4 человек, так и крупные постройки с поднятыми полами на несколько семей. В плане хозяйственной деятельности сентинельцы ничем не отличаются от своих собратьев − это типичные охотники-собиратели.


Скорее всего, это племя прожило в полной изоляции даже дольше других андаманцев, вероятно, около 60 000 лет. По крайней мере, они до сих пор не добывают огонь, поддерживая его с помощью угольков, помещаемых в глиняные сосуды. Однако оставленные в прибрежной полосе металлические предметы сентинельцы охотно подбирают, а затем подгоняют с помощью ковки и заточки под свои нужды.

Еще они отличные стрелки − попадают из луков с расстояния 100 метров в предмет с человека величиной. Кстати, стрелы у них как минимум трех типов: отдельно для рыбалки, охоты и незаостренные для предупредительных выстрелов.

В 1960-е годы антропологи оставляли на берегу различные предметы и припасы, наблюдая за реакцией островитян. Она оказалась интересной, но совершенно непонятной. Например, часть утвари из металлических изделий сентинельцы с удовольствием пустили в хозяйство. Корзины красного цвета вызвали восторг, а зеленые были выброшены. Кокосы были съедены, а свиньи убиты и похоронены в песке, как трупы чужаков.

Но постепенно контакты пришлось свернуть − сентинельцы стали открыто демонстрировать враждебность и ясно давали понять, что хотят от ученых одного: чтобы те убрались подальше. Так, в 2006 году аборигены убили двух рыбаков, в нарушение запрета подошедших к острову. Кстати, трупы они похоронили на берегу, так что каннибализм андаманцев оказался мифом.
Их агрессивность возросла в 2004 году. Тогда после землетрясения в Индийском океане ученые пытались выяснить, смогли ли сентинельцы пережить цунами. С вертолета было обнаружено несколько десятков аборигенов, что стало хорошей новостью. Но один из них был убит ящиком с припасами, сброшенным на пляж в качестве гуманитарной помощи. Вот с этих пор туземцы и стали стрелять «на поражение». Так что теперь небольшое племя живет совершенно автономно, без всякого вмешательства со стороны.

Борис ШАРОВ
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий