среда, 24 июня 2015 г.

Волшебные куклы Древней Руси


В наши дни куклы – это либо детские игрушки, либо сувениры. Но так было не всегда. Вспомните русскую народную сказку о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку, сказав: «Носи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета». И на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды. Ведь с древних времен на Руси куклы считались сильными магическими инструментами, способными приносить удачу, оберегать от зла и исполнять желания. О некоторых секретах древнерусской кукольной магии нам рассказала Анастасия Вострецова, которая занимается исторической реконструкцией раннего Средневековья в санкт-петербургском клубе «Ульвгард» и уже три года постигает старинное искусство изготовления кукол.

С языческих времен



Кукольное ремесло на Руси имеет как минимум тысячелетнюю историю. Во время археологических раскопок кукол не находят: ткань не сохраняется в земле веками. Однако исследователи-этнографы обратили внимание, что в русских деревнях сплошь до начала XX века (а кое-где и до наших дней) столетиями не менялись многие элементы одежды, посуды, предметов быта, рабочего инвентаря. То же касается и кукол. Если же рассмотреть символическое значение многих тряпичных поделок, становится ясно, что искусство их изготовления уходит корнями еще в дохристианские времена. С глубокой древности с помощью кукол люди стремились защититься от черных сил, искали у них помощи, просили об исполнении заветных желаний.


Были куклы-обереги, которые человек постоянно носил при себе. Иные хранились дома: считалось, что они способны защитить жилище. Насколько важны были эти фигурки, можно судить по тому, что нередко люди даже помещали кукол в красный угол вместе с иконами.

Тряпичная помощница


В некоторых русских избах в красном углу или около него можно было встретить куколок «День» и «Ночь». Их делали двух цветов: белая символизировала день, черная или синяя – ночь. Первую куколку вывешивали в светлое время суток, а вечером ее меняли на темную. Считалось, что благодаря им жилище круглые сутки находится под магической защитой.


Финансовому благополучию способствовала куколка «Зерновушка». Такое название она получила потому, что ее набивали зерном. Считалось, что если в доме стоит такая кукла, там всегда будет достаток.
Мастеровой человек мог повесить у своего рабочего места «Козьму и Демьяна» – двух небольших молодцев, одетых в кузнечные фартуки. Как видно из названия, куколка символизировала двух христианских святых Козьму и Демьяна, покровительствующих ремесленникам.

Если в семье ожидалось пополнение, родители делали «Пеленашку» – куколку, похожую на закутанного в пеленки младенца. Еще до рождения чада «Пеленашку» клали в люльку, приготовленную для дитяти, и куколка как бы грела, готовила место. Считалось, что если потом положить в люльку ребенка, ему там будет очень уютно. Эта куколка находилась вместе с ребенком около года. Она защищала его от сглаза: если посторонний человек смотрел на дитя, дурной взгляд касался именно куклы, а не младенца. Также, по поверьям, «Пеленашка» отгоняла нечистую силу, которая могла ночью явиться к ребенку и мучить его. Если дитя заболевало, «Пеленашка» забирала в себя болезнь, после чего куколку сжигали или топили, и вместе с ней уходило все плохое.


Куклы служили и для исполнения желаний. Так, русская девочка делала себе куколку «Желанницу», а потом всю жизнь хранила ее в своем сундуке, никому не показывая. Если у хозяйки куколки появлялась какая-то заветная мечта, она доставала свою «Желанницу», вручала ей бусинку или повязывала ленточку и приговаривала: «Куколка-куколка, я тебе подарок подарила, а ты за это желание мое исполни». И считалось, что такая просьба обязательно будет выполнена.

На торжество


Немало кукол было связано с различными знаменательными датами и праздниками. Например, с языческих времен до нас дошел обряд торжественного сжигания соломенной куклы на Масленицу. Кстати, помимо большой общей куклы, некоторые семьи сжигали свою собственную – специально сделанную маленькую куколку. Люди верили, что если ей мысленно передать все горести и печали, они с ней и сгорят.

Еще одна кукла, связанная с проводами зимы – «Мартиничка», – делалась в виде двух связанных вместе сплетенных из ниток куколок: белой и красной. Первая символизировала уходящую зиму, вторая – приходящую весну. Также с языческих времен сохранилась традиция мастерить ко дню солнцестояния куколку, называемую «Спиридоном Солнцеворотом». Она представляла собой паренька с колесом в руке (в виде колеса с древности изображали Солнце).


К Вербному воскресенью делали куколок «Вербниц», держащих в руках веточки вербы.
На свадьбу молодожены могли получить «Свадебник»: две куколки – жениха и невесты, насаженные на рогатку. Считалось, что если сделать вступающим в брак такой подарок, совместная жизнь у них будет такой же крепкой, как две ветви одного дерева. Нередко «Свадебником» украшали праздничный пирог. После принятия на Руси христианства появилась традиция дарить окрещенному младенцу куклу «Крестец». Ее делали в виде креста, и она должна была служить человеку оберегом на протяжении всей жизни.

Для практической пользы


Нередко на Руси куклы использовались не только в магических, но и в чисто житейских целях. К примеру, главной задачей куклы «Девка-баба» было показать, что в избе живет девушка на выданье. Это была кукла-перевертыш. С одной стороны она выглядела как девушка – с косами и тонкой талией. Если же ее перевернуть, она превращалась во взрослую замужнюю женщину – в платке и с пышным бюстом. «Девку» выставляли на окно, и тогда женихи видели, что в избе живет готовая к замужеству девушка, понимали, что сюда можно засылать сватов. После свадьбы куклу переворачивали, и она превращалась в «Бабу».


Куклу «Убоженьку» делали для детских игр. Однако и в этой игрушке был скрыт особый смысл. «Убоженька» выглядела как завернутая в тряпье нищенка – худенькая, на ножках-ниточках. Играя этой куколкой, дети жалели ее, защищали, кормили. «Убоженька» учила их сострадать, протягивать руку помощи нуждающимся. Раньше по городам и селам часто ходили бедные люди: нищие, убогие, голодные. И если ребенок видел зашедшего в их места такого человека, благодаря «Убоженьке» он понимал, что тот нуждается в сострадании и поддержке.

Кстати, кукла могла подсказать, готова ли девочка вступить во взрослую жизнь. Ей давали тряпочки и просили сделать куклу. По результату судили: если кукла получалась аккуратная, ладная – значит, девочку пора обучать взрослому ремеслу, чтобы она могла начинать готовить себе приданое. Если же куколка выходила неказистая, девочке следовало еще подрасти.

Без ножниц и иголок


Конечно, это далеко не все куклы, которые делали на Руси народные умельцы. Перечислить же все практически невозможно. Ведь к каждому отдельному случаю, для каждой ситуации могла существовать особая, уникальная кукла.



Ну а на тот случай, если кому-то вдруг захочется попрактиковаться в древнерусской магии, стоит обратить внимание на некоторые особенности изготовления таких кукол. Поскольку они считались на Руси предметами магическими, существовали определенные правила, которые соблюдались при работе.

Во-первых, человек делал куклу сам из лоскутков собственной старой одежды. Считалось, что за годы ткань впитывает энергию владельца, и сделанный из нее оберег сохраняет его силу. Во-вторых, при изготовлении кукол не использовали ни ножниц, ни иголок. Ткань не резали, а рвали. Лоскутки не сшивали, а связывали нитками. По поверьям, если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, жизнь у ее владельца будет «колотая» и «резаная». В-третьих, у древнерусских кукол вы не увидите ни глаз, ни рта. Люди верили, что если кукле сделать лицо, она оживет: сможет завладеть хозяином и похитить его душу. И в-четвертых, заниматься кукольным мастерством лучше всего молча, не отвлекаясь, целенаправленно вкладывая в куклу свою энергию. Ведь истинная магическая сила заключается, в первую очередь, в самом человеке, а кукла – лишь инструмент для воплощения его желаний.

Олег ГОРОСОВ
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

Комментариев нет:

Отправить комментарий